Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Современное общество не может быть до конца понято без осмысления феномена медиа и его роли в выстраивании всех типов социальных отношений – коммуникативных, культурных, экономических, политических, эстетических и т.п. Не случайно, в понятийный аппарат всех гуманитарных наук сегодня прочно вошли термины, включающие в свой состав слово «медиа» – медиасреда, медиапространство, медиареальность, медиакультура, медиапродукт. Масс-медиа дискурс представляет собой явление, совершенно понятное и знакомое в повседневной реальности. Коммуникация и ее интеграция в социум являются основными темами и движущим мотивом этой сферы общения. Чем в большей степени открыта и демократична жизнь общества, тем больше внимания уделяется как на профессиональном, так и на бытовом уровне.
Если рассматривать гороскоп, рассматривая его как часть масс-медиа дискурса, то можно обратить внимание, именно здесь применяются определенные лингвистические приемы манипуляции общественным сознанием. В связи с этим, актуальной является необходимость, как можно более полного анализа такого явления как масс-медиа дискурс, что и обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Объект исследования: масс-медиа дискурс.
Предмет исследования: гороскоп как часть массмедийного дискурса
Цель исследования: изучение гороскопа как части массмедийного дискурса.
Задачи исследования:
1. представить общую характеристику масс-медиа дискурса;
2. описать рекламу как основной компонент масс-медиа дискурса;
3. провести анализ медиатекста гороскопа как жанра.
Методы исследования: теоретический анализ и синтез, обобщение, лингвистический анализ.
§ 1. Понятие масс-медиа-дискурса
Базовыми категориями теоретического анализа, на основе которого необходимо рассматривать заявленную в данном исследовании тему, являются понятия «дискурс», «масс-медиа дискурс», «коммуникативное манипулирование» и «манипулирование в масс-медиа дискурсе», Базовыми категориями теоретического анализа, на основе которого необходимо рассматривать заявленную в данном исследовании тему, являются понятия «дискурс», «масс-медиа дискурс», «коммуникативное манипулирование» и «манипулирование в масс-медиа дискурсе», «камуфлирование истины».
Язык масс-медиа в целом и масс-медиа дискурс в частности, можно наблюдать в рамках выражения через СМИ. Это единственная профессиональная сфера, где коммуникация ориентирована на массового адресата. В итоге, масс-медиа коммуникация, опосредованная СМИ, является основной средой существования языка масс-медиа, который находится вне корпоративности, присущей любому специализированному языку. Понятия масс-медиа дискурс и коммуникация, могут быть использованы как равнозначные понятия. Язык масс-медиа может рассматриваться как структурированная совокупность знаков, которые образуют семиотическое пространство масс-медиа дискурса.
В целом, мир масс-медиа, охватывает бесконечный спектр явлений: масс-медиа сообщества, субъекты, агенты, институты, организации, нормативные подсистемы, ритуалы и методы деятельности, ку
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабаева Е. В. Тексты гороскопов как отражение социальных ценностей и норм // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: человек и его дискурс / под ред. Ю. А. Сорокина, М. Р. Желтухиной; РАН, Ин-т языкознания. М.: Азбуковник, 2003. С. 212-220.
2. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание // Роль языка в средствах массовой коммуникации. М.: ИНИОН, 1986.
3. Барт, Р. Мифологии: пер. с фр. М.: Изд-во Сабашниковых, 2000.
4. Ворожбитова А. А., Романенко Л. Л. Эзотерический дискурс-ансамбль в системе дискурсивных процессов гносеологически ориентированной коммуникации российского социокультурно-образовательного пространства // Изв. Сочин. гос. ун-та. 2013. № 3 (26). С. 189-193.
5. Карпова О. В. Астрологический прогноз как жанр массовой литературы: образ читателя-потребителя // Филология в системе современного университетского образования: матер. науч. конф. Вып. 7. М.: Ун-т рос. акад. образ., Фмлол. ф-т, 2004. С. 352-254.
6. Кемова К.В. Медиадискурс как объект междисциплинарного исследования// Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. – 2012. – №18. – С.34 – 42
7. Полонский А.В. Медийный текст и его статус у современной культуре. - Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: Международная научно-практическая конференция.Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом: II Международный научный семинар.- Белгород, НИУ «БелГУ», 5–7 октября 2016 г.: сборник научных работ/ под ред.Е.А. Кожемякина, А.В. Полонского. – Белгород: ИД«Белгород» НИУ «БелГУ»,2016
8. Сусов И.П. Деятельность, сознание, дискурс и языковая система. Языковое общение: процессы и единицы / И.П.Сусов // Сб. науч. тр.: Калинин: Изд-во Калинин, ун-та, 1988. - С. 7-13.
9. Пастухов А.Г. Медийные персонажи в фокусе: о ком пишут журналисты? // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. – 2015. – № 12 (209). – Вып. 26. – С. 102-112.
10. Чернявская В.Е. Лингвистика текста: поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность. Уч. пос. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 248 с.